Все начинается с детства, с любящих родителей и заботливых воспитателей. Каким образом система дошкольного образования влияет на качество образования? Какие современные методы и приемы воспитания и образования внедряются в МБДОУ «Детский сад № 37»?
Сегодня дошкольное учреждение осуществляет реализацию образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, которые посещают 400 детей в возрасте с 1 года до 7 лет. Образовательно-воспитательный процесс в детском саду строится на основании ФГОС ДО, ключевыми ориентирами является поиск новых форм работы с детьми и их родителями (законными представителями), создание развивающей и эмоционально комфортной среды, в том числе для детей с ОВЗ и детей с инвалидностью. (Справка: ежегодно МБДОУ «Детский сад № 37» наряду с другими детьми посещают 25 – 30 детей с ОВЗ).
Любая детская игра подразумевает использование игрушек. Руководствуясь этим принципом дидактики, педагоги ДОУ много лет использовали на занятиях мягкие магазинные игрушки – Лисенок, Совенок, Ежонок. Применяя мягкие игрушки в течение занятия, воспитатели испытывали трудности, так как детям постоянно нужно демонстрировать наглядный материал, осуществлять помощь, поддержку в процессе образовательной деятельности, а игрушки занимают руки. Это навело на мысль изготовить пособие, которое бы освободила руки воспитателя. Так в стенах детского сада появились первые авторские дидактические пособия Снеговичок, Чудо-дерево, Лягушонок Квак, Гномик Ритмичок, которые соответствовали какой – либо теме занятия, и одновременно являлись атрибутом оформления развивающей предметно – пространственной среды группы или приёмной, служили прекрасной заменой театрализованного костюма, забавы для малыша.
Успешный опыт педагогов по использованию в работе с детьми кукольно-игрового стиля был положен в основу созданного педагогическим коллективом комплекса авторских многофункциональных, вариативных дидактических пособий (далее: комплекс авторских пособий). Авторские пособия, созданные коллективом МБДОУ «Детский сад №37», соответствуют требованиям техники безопасности – сшиты, из мягких, приятных на ощупь, спокойных тонов тканей, не имеют на себе острых предметов, аксессуаров. Дидактические пособия своей красочностью, знакомым сюжетом привлекают внимание детей. Пособия легко трансформируются, создавая возможность изменять предметно-пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Все пособия могут использоваться как педагогами, так и воспитанниками по их свободному выбору. Все авторские пособия находятся в легкой доступности для детей, в том числе и для воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов.
В 2016 году в дошкольной организации создан Мобильный центр дидактических пособий, деятельность которого регламентирована локальными актами. В настоящее время база центра насчитывает более 50 рукотворных авторских многофункциональных, вариативных дидактических пособий («Водшебная книга», «Географическая карта 3D-пазл Земля», «Экоширма», «Каруселька», «Пицца», «Дидактическая юбка», «Гусеничка», «Волшебный сугроб», «Ковер-самолет», «Детский сад», «Цветик-Семицветик», «Овощная семейка», «Колобок и волшебная шляпа» и др.) и соответствующих методических разработок по их применению в работе с детьми.
Созданная материальная база Мобильного центра и его функциональное наполнение с арсеналом комплекса авторских пособий активно используется педагогами, детьми, и родителями для проведения групповых сборов, родительских собраний, спортивных праздников, развлечений, досугов, для выполнения работ по предоставлению образовательных услуг.
Авторские пособия и методические разработки используются в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда, педагога-психолога; образовательной деятельности инструктора по физического воспитанию, музыкального руководителям.
Накопленный опыт работы МБДОУ «Детский сад № 37» по применению комплекса авторских дидактических пособий Мобильного центра в психолого — педагогической работе неоднократно представлялся на педагогических мероприятиях различного уровня.
В феврале 2019 года инновационная наработка «Повышение качества образования МБДОУ «Детский сад № 37» в условиях деятельности Мобильного центра дидактических пособий» на Всероссийском конкурсе «Новаторство в образовании – 2019» проходившем в рамках V Всероссийского Фестиваля инновационных продуктов в городе Санкт-Петербурге, в Номинации «Самый успешный проект – 2019» в области разработки и реализации стратегии развития образовательной организации и повышения качества образования получила высшую награду конкурса – медаль «За новаторство в образовании – 2019», и диплом «Самый успешный проект – 2019»!
Старший воспитатель Липатова М.Б.,
05.03.2019 год